Психологическая служба
Начальник психологической службы – подполковник внутренней службы Ганова Елена Владимировна, контактный телефон: (839422) 9-47-87, вн. 4787.
Основные задачи
Научно-методическое обеспечение деятельности практических психологов УИС.
Выявление, обобщение и распространение передового опыта психологической работы, научно-методическое сопровождение деятельности закрепленных психологических служб территориальных органов ФСИН России.
Проведение прикладных научно-исследовательских и экспериментальных работ по актуальным вопросам психологического обеспечения деятельности УИС.
Оказание методической помощи в вопросах организации и контроля деятельности психологических служб.
Основные функции
Апробация новых психодиагностических методик в работе практических психологов.
Взаимодействие с научно-исследовательскими и образовательными организациями.
Разработка методических рекомендаций по совершенствованию основных направлений работы практических психологов.
Сбор и анализ статистической информации и иных сведений о результатах работы психологических служб.
Анализ, обобщение и распространение положительного опыта по психологическому сопровождению сотрудников и осужденных.
Мониторинг социально-психологической обстановки в учреждениях.
Повышение компетентности сотрудников психологических служб.
Организация и проведение стажировок вновь назначенных начальников психологических служб.
Подготовка и проведение научно-практических семинаров по актуальным проблемам развития психологической службы УИС.
Консультирование сотрудников психологических служб по вопросам профессионально-служебной деятельности.
Всероссийская акция "Память в лицах"
История образования психологической службы
УФСИН России по Республике Тыва
Началом образования УФСИН России по Республике Тыва считается март 1945 года, когда в соответствии с приказом УНКВД ТАО 5 марта 1945 №003 были введены штаты отдела исправительно-трудовых колоний (ОИТК), впоследствии преобразованного в Управление. Психологическая служба является структурным подразделением УФСИН России по Республике Тыва, история которой не продолжительная в отличие от других отделов и служб управления. Началом её становления считается 1995 год, когда вышел Приказ Министерства внутренних дел Республики Тыва от 13 февраля 1995 года № 33 «Об организационно-штатных изменениях по подразделениям МВД Республики Тыва». Первые должности старших психологов стали вводиться в исправительных учреждениях общего и строго режима, лечебно-исправительном учреждении, следственном изоляторе, которые входили в штат отдела по воспитательной работе со спецконтингентом.
В период передачи УИС из МВД в Минюст России (1998) создано 4 психологических лабораторий со штатом психологов в 4 единицы: исправительные учреждения - 3, следственный изолятор-1. В аппарате Управления введена должность начальника психологической службы, на которого возлагалось методическое обеспечение деятельности психологов ИУ, СИЗО; подбор и комплектование психологов; организация системы переподготовки и повышения квалификации специалистов; планирование развития психологической службы; текущий контроль за результатами деятельности психологических лабораторий; изучение, обобщение и распространение положительного опыта; подготовка отчетов о деятельности психологической службы территориального органа.
В 1998 году введена должность психолога отдела специального назначения УФСИН России по Республике Тыва (Приказ ГУИН МЮ РФ от 01.12.1998№ 11).
На начало 2000 года штат психологической службы насчитывал 6 сотрудников, преимущественно не имеющих отношения к психологии. Дефицит специалистов с профессиональным, психологическим образованием, низкий должностной статус психолога в учреждениях, подчас выполнение ими несвойственных профессиональны обязанностей не способствовало их закреплению в данной должности.
На основании Концепции развития психологической службы УИС до 2005 года утверждённой руководством Министерства юстиции Российской Федерации в 2001 году на базе исправительных учреждений и следственного изолятора были образованы психологические лаборатории, которые вышли из состава отделов воспитательной работы с осужденными и стали функционировать самостоятельно.
C 2004 года и по сегодняшний день происходит активное становление психологической службы. С 2006 года началось комплектование психологических лабораторий преимущественно специалистами, имеющими психологическое образование. Организовано изучение научных основ работы, внедрение возможных форм и методов работы, как с осужденными, так и с сотрудниками.
В период с 2003-2005 г.г. в УФСИН России по Республике Тыва были образованы новые структурные подразделения: ФБУ «Колония поселения» и ГУ «Межрегиональная уголовно-исполнительная инспекция», в которые введены должности психологов. В исправительной колонии строго режима также введена дополнительная должность психолога по работе с осужденными.
В 2006 году значительно расширился штат психологов учреждений. Согласно указания Уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ от 29.12.2005 № 10/5-2-363 в отделы охраны ИК-1, ЛИУ-2, ИК-4 и СИЗО введены четыре должности старших психологов, на которых было возложено осуществление психологического сопровождения сотрудников данного отдела.
Согласно указания ФСИН России от 27.06.2010 № 10/15/2-159 в психологических лабораториях ИК-1, ЛИУ-2, ИК-4, СИЗО-1 введены должности начальников психологических лабораторий, а также дополнительные единицы психологов по работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденным, упразднив старших психологов.
Согласно приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 19.09.2011№ 315 в октябре 2011 года в отдел по конвоированию введена должность психолога.
За 30 лет штат психологической службы УФСИН России по Республике Тыва увеличился в 10 раз: с 5 до 15 единиц психологов, имеющих высшее профессиональное образование. Основная доля, 73%, специалистов - психологов работает непосредственно в исправительных учреждениях и следственном изоляторе.
К основным функциям, которые возлагаются на психологическую службу относятся: психологическая диагностика, психопрофилактика, психологическая
коррекция, психологическое просвещение. Это универсальные функции, они реализуются при решении большинства служебных задач, независимо от того, осуществляется работа с осужденными или персоналом (изучение осужденных в карантине, прием на службу сотрудников, психологическое обеспечение деятельности отрядов специального назначения и отдела по конвоированию).
На регулярной основе с личным составом учреждений проводится углубленное изучение личности сотрудников, кандидатов на службу, стажеров, оценка эмоционального состояния, изучение психологической устойчивости сотрудников к стрессовым факторам и ситуациям.
В рамках инструктивных занятий с личным составом отделов охраны проводится психологическая подготовка сотрудников обучению приемам регуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в стрессогенных ситуациях, используются аутотренинг, цвето- и аромотерапия.
В ходе групповой психохоррекционной работы отрабатываются практические навыки саморегуляции поведения в различных ситуациях, сеансы • психоэмоциональной разгрузки по купированию негативных эмоциональных состояний, а также мероприятия психопрофилактического и реабилитационного характера с сотрудниками, обнаружившими склонность к различным формам деструктивного поведения.
Лекционно-просветительское направление имеет своей целью повышение профессиональной компетентности сотрудников отделов и служб, профилактику различных явлений и реализуется в форме занятий по служебной подготовке, а также в рамках инструктивных занятий с сотрудниками, заступающими на службу с оружием и спецсредствами.
Приоритетным направлением в работе по психологическому просвещению является формирование у сотрудников знаний о суициде и суицидальном поведении подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Психологическое обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных предполагает их изучение, начиная с карантинного отделения по прибытии в учреждение, разработку рекомендаций по индивидуализации процесса социальной реабилитации; выявление лиц с психологическими аномалиями, постановка их на учет и проведение психокоррекционных мероприятий (психопрофилактическая работа);
оказание экстренной психологической помощи осужденным при различных инцидентах (суицидальные попытки, конфликты, отказы от приема пищи и т.д.); проведение групповых психокоррекционных мероприятий социально-психологические тренингов, исследование социально-психологических явлений в коллективах осужденных (отрядах, бригадах), разработка рекомендаций по оптимизации обстановки в среде осужденных. С учётом особенностей осужденных тувинской этнической группы наиболее распространённой формой работы с ними является индивидуальная психокоррекция, которая направлена на оказание помощи осужденным в лучшем понимании своей мотивационно-потребностной сферы, поведения, обучение осужденного адекватным действиям в сложных жизненных ситуациях, стимулирование понимания не только самого себя, но и других людей, формирование позитивной самооценки и готовности нести ответственность за свои поступки.
Регулярно проводятся сеансы релаксации с использованием элементов ароматерапии, цветотерапии, медитации, визуализации, арттерапии, с целью стабилизации психоэмоционального состояния.
Концепция развития психологичской службы Уголовно-исполнительной системы Российской Федерации требует от сотрудников психологической службы разработки и внедрения в практическую деятельность новых современных технологий не только коррекционного, но и психотерапевтического воздействия. Поэтому психологами УФСИН не только активно внедряются программы по работе с лицами, осужденными за различные виды преступлений, а так же профилактике деструктивных проявлений у сотрудников, рекомендованных к использованию ФСИН России, но и разрабатываются собственные психокоррекционные программы для работы с личным составом и спецконтингентом: «Использование пластилинотерапии в работе сотрудниками УИС», «Саморегуляция психологического состояния сотрудников УИС», «Психологическая тренировка памяти», «Программа коррекционных занятий социально-психологического тренинга осужденных по подготовке к условно-досрочному освобождению на тему: «Моё будущее», «Использование телесно-ориентированной терапии в работе с осуждёнными, склонными к суициду», «Снижение агрессивности» «Психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в карантинном отделении СИЗО».
Пенитенциарные психологи не останавливаются на достигнутом и постоянно работают над повышением своего профессионального мастерства. 43% психологов прошли дополнительное обучение по специальности «Клиническая психология». Также окончили курсы повышения квалификации по гештатльтерпии, песочной терапии, программам «Психокоррекция аддиктивного поведения», «Психокоррекционная работа с сотрудниками и осужденными», «Психосоматика», «Метафорические карты», Использование интенсивных краткосрочных психотерапевтических технологий», «Превенция суицидов среди несовершеннолетних». Постоянное стремление к самообразованию, овладение новыми формами и методами психологической работы позволяет внедрять в практическую деятельность новые формы и методы работы как с осужденными, так и сотрудниками, своевременно принять меры к оказанию психологической помощи.
В настоящее время психологическая служба представляет собой самостоятельно функционирующую единицу в структуре УФСИН России по Республике Тыва и представляет собой следующую структуру:
Особенности работы психолога с несовершеннолетними правонарушителями, содержащимися в следственном изоляторе.
В следственном изоляторе содержатся самые разные категории людей, подозреваемые, либо уже осужденные за различные виды преступлений, вне зависимости мужчина это, женщина, или подросток. Изменение привычного образа жизни, а тем более заключение под стражу, вне зависимости от возраста и поло - ролевой принадлежности, сопровождается серьезными переживаниями, связанными с адаптацией личности к специфичным условиям быта, межличностным отношениям, разрывом с семьей. Существенно, а порой молниеносно меняются стереотипы восприятия, установки и ориентации личности. Как правило, состояние сопровождается ощущением внутреннего дискомфорта, стресса, что в свою очередь делает поступки непредсказуемыми.
Именно на начальном этапе заключения под стражу, необходимость оказания психологической поддержки крайне высока. От психологов СИЗО требуется не только профессионализм, но и чуткий подход, чтобы точно определить душевное состояние человека, подобрать методы и приёмы работы с ним, которые бы были эффективны при краткосрочном пребывании в условиях данного учреждения.
Специфика работы психологов в следственном изоляторе заключается не только в непостоянстве «пациентов», но и постоянного воздействия стрессовых факторов, с которыми приходится постоянно сталкиваться подозреваемым, обвиняемым и осужденным при вывозе на следственные и судебные действия. И зачастую, после такого выезда психологическую работу приходится начинать заново.
Смысл работы психолога СИЗО заключается в психологическом сопровождении человека, начиная с момента его поступления и на протяжении всего пребывания в данном учреждении, а это подразумевает проведение психодиагностических, профилактических и психокоррекционных мероприятий, исследований морально- психологической обстановки среди этой категории лиц, чтобы не допустить крайних форм деструктивного поведения и групповых эксцессов.
Одна из наиболее проблемных категорий подследственных и осужденных, требующих целенаправленного психолого-педагогического воздействия со стороны психологов - это несовершеннолетние.
Подавляющее число исследованных несовершеннолетних, заключенных под стражу, совершило тяжкие и особо тяжкие преступления, отличающиеся особой жестокостью, значительная их часть совершена в состоянии алкогольного опьянения и по групповому сговору. Большинство - из неблагополучных семей, в которых наблюдается асоциальное поведение самих родителей (употребление алкоголя, нежелание работать, насилие в отношении несовершеннолетних) имеют социальную и педагогическую запущенность.
Заключение под стражу существенно изменяет психическое состояние подростков: повышается недоверчивость, обостряется чувство обиды, тревоги. Подростки находятся в постоянной готовности к конфликту, имеют склонность воспринимать любые предъявляемые к ним требования, как унижающие их человеческое достоинство. Кроме того, они наиболее подвержены влиянию криминальной субкультуры.
Психологическое сопровождение подростка начинается с момента поступления его в карантинное помещение учреждения. Выявленные характерологические особенности личности и поведения несовершеннолетнего, заключенного под стражу отражаются в психологических характеристиках. Кроме того, с несовершеннолетними проводится регулярная психопрофилактическая и психокоррекционная работа как индивидуального, так и группового характера, ведутся занятия по психологическому просвещению.
Значительно затрудняет процесс проведения данной работы повышенное чувство недоверия, подозрительности и обособленности подростков, а также то, что наибольшее число из них плохо владеет, либо совсем не владеет русским языком. Дети имеют ограничения понятийного словаря и разговорной речи, у них отсутствуют навыки логического рассуждения и самоанализа, так как многие из них очень запущены в педагогическом плане. Поэтому главной задачей психологов является не только оказание помощи в адаптации, но и умение расположить несовершеннолетнего к взаимодействию, максимально снять барьер недоверия для дальнейшего формирования позитивных ценностей, привития понятий нравственности посредством развития у них национального самосознания.
Так же немаловажное значение имеют национальные обычаи и традиции, менталитет тувинской нации и то, что тувинцы очень творческие личности, обладающие художественными навыками. В связи с этим в настоящее время из всех методов и техник психокоррекции, основанных исключительно на вербальной коммуникации, в работе с подростками тувинской национальности, содержащимися в СИЗО, наиболее успешно зарекомендовала и постоянно используется АРТ-терапия (чаще - изотерапия: рисование, лепка, составление коллажей) в сочетании с методами национально – ориентированной психокоррекеции.
Практикуя данный метод уже не первый год, психологи СИЗО уверены в эффективности его воздействия на несовершеннолетних, так как, находясь в группе, многие ребята получают возможность получить определенный опыт общения, навыки решения проблем, даже если личностные изменения не будут столь значительными, то без слов выразить свое душевное состояние. Наиболее ценным в данном методе является то, что арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что является очень важным в работе с подростками тувинской национальности, имеющими языковой барьер и отставание в интеллектуальном развитии, т.к. они посредством изобразительной деятельности могут выразить свои чувства, отношения, проблемы и переживания.
Результативность психологической работы с несовершеннолетними правонарушителями зависит от многих факторов, но прежде всего, от подготовленности и профессионализма психологов, их искреннего желания помочь несовершеннолетним, поддержать начатый процесс формирования полноценного самосознания.
Соответственно, чем больше наши подростки знают о положительных качествах представителей своего этноса, истории и культурном наследии, овладеют навыками конструктивного выражения своих чувств и эмоций, тем лучше они осознают собственные индивидуальные особенности и мотивы поведения, тем больше они будут увереннее и самостоятельнее, оказавшись в любой жизненной ситуации.
В практике работы психологов СИЗО аксиомой является то, что для эффективного психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей должна иметь место система одинаково интенсивного сопровождения на всех этапах содержания под стражей, с использованием наиболее эффективных и доступных методов психологического воздействия, которые позволят подростку ярче проявлять себя, приобрести что-то полезное, почувствовать внимание и заботу со стороны сотрудников учреждения. В связи с этим на поведенческом уровне отмечено закономерное повышение адаптированности подростков, стремление к участию в подобных занятиях, повышение стремления к получению дополнительных знаний и навыков. Учет в пенитенциарной практике (при возможности формирования тренинговых групп) вышеописанных факторов, повышающих эффективность психокоррекционных мероприятий, будет способствовать продуктивности профессиональной деятельности не только психологов-практиков, но воспитателей и других сотрудников учреждений.